Дмитрий Лучанов относится к молодому поколению представителей реалистического направления современной русской живописи. Художник, еще будучи студентом Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, сделал выбор в пользу жанра, принципы которого были практически забыты в советской живописи: анималистика и сцены псовой охоты. Несмотря на то, что в настоящее время существует большой интерес к возрождению традиций русской охоты, в современной живописи обращение к одному из красивейших жанров носит, скорее, спорадический характер. Дмитрий Лучанов – это один из немногих художников, взявшихся за систематическое изучение и разработку темы русской псовой охоты.
Художника можно назвать настоящим знатоком не только истории и правил русской охоты, но и традиций её изображения в живописи. Интерес к русской анималистике подтолкнул Дмитрия Лучанова к самостоятельной исследовательской работе в этом направлении. Он неоднократно обращался к собраниям российских музеев, в частности, к произведениям из коллекции Музея коневодства Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева, обладающего уникальными в своем роде произведениями Н.Е. Сверчкова, Н.И. Либериха, Ф. Крюгера и др. Накопленные знания в сочетании с уверенным владением секретами живописного мастерства помогают художнику создавать исторические достоверные сложные по композиции произведения, полные динамики и движения.
Одним из непременных условий работы для художника является наблюдение, натурные впечатления. Внимание и любовь к выбранной теме становятся залогом убедительности и жизненности сцены. В отдельных изображениях охотничьих собак и лошадей, а также в сценах охоты обращает на себя внимание и скрупулезность разработки пейзажных фонов, придающих композициям полифоническое звучание.
В литературных произведениях русских классиков, описывающих сцены охоты, часто на первый план выходит мотив героического противостояния человека и зверя. Схожие интонации художник уловил и в традиции испанской корриды, которой посвящена одна из серий тематических картин Дмитрия Лучанова - триптих «Коррида» (2010). Неожиданно звучные по колориту полотна триптиха построены на акцентировании ярко-красного цвета в сочетании с глубоким черным и оттенками золота. В отличие от сцен охоты, в триптихе «Коррида» тему противостояния и борьбы Дмитрий Лучанов раскрывает посредством демонстрации драмы главного действующего лица – тореадора. Автор «кадрирует» его изображение, максимально приближая фигуру тореадора к передней плоскости холста в левой и правой частях триптиха. Образ тореадора предстает перед зрителем в развитии: от триумфатора в левой части триптиха к побежденному в правой, а связующим эти две картины сюжетом становится напряженное динамическое столкновение человека и быка в центральном полотне серии.
Помимо классической техники многослойной масляной живописи, позволяющей художнику добиться богатой нюансировки цвета и разнообразия фактуры материалов, Дмитрий Лучанов в отдельных произведениях обращается к рисунку углем по грунтованному холсту – технике, выразительные качества которой особенно ценили художники рубежа XIX-XX веков.
Произведения анималистического жанра до сих пор хранят неразрывную связь с искусством оформления интерьера, характерную для больших стилей. Размещение подобной картины в интерьере непременно фокусирует внимание на себе, предавая завершенность труду архитектора, оформлявшего помещение, и усиливая аристократическую ноту в его звучании.
|