Полина и Дмитрий Лучановы
Уже более десятилетия на небосклоне современного искусства горит яркая звезда художников Полины и Дмитрия Лучановых. Своим творчеством они продолжают развитие русской реалистической живописи, дополняя ряд имен выдающихся мастеров К.П.Брюллова, И.Е.Репина, В.А.Серова…. Талант Лучановых обращает на себя внимании не только любителей искусства, но и специалистов. Деятели культуры и меценаты нашего времени следят за их творческими успехами, стремятся приобрести их произведения в свои коллекции. После побед в международных художественных проектах и приглашения в Лондон для проведения выставки они приобрели высоких покровителей в лице князя Н.Д.Лобанова-Ростовского, митрополита Ювеналия, графини Орловой-Давыдовой, ученого С.П.Капицы и известных политиков современности.
Погрузиться и в мир этого удивительного творческого союза поможет картина «Семейный портрет», написанный Полиной Лучановой. Запечатлевая будни счастливого материнства, художница делится со зрителем радостью общения с детьми, солнечным утром, теплом и уютом семейного очага. Соня, Лиза и Савва изображены в привычной домашней обстановке, преисполненной гармонии и красоты. Эта пронизывающая полотно любовь согревает взгляд любого зрителя и наполняет его сердце миром и добром. Тема детства, семейной идиллии - одна из главных в творчестве художницы. Как и ее знаменитая предшественница – живописец и многодетная мать – З.Е.Серебрякова, Полина Лучанова создает портреты своих детей, любуясь их непосредственностью и искренностью эмоций, наблюдая за их взрослением и переменой характеров. Семья, духовные основы, заложенные в ней, являются тем непременным источником вдохновения и постоянным творческим импульсом, побуждающим Лучанову воплощать в своих картинах образы счастливой человеческой жизни, обнаруживать для зрителя Истину мироздания.
Восторженные чувства в восприятии окружающего мира в картинах Лучановой звучат настоящей одой жизни, воспевающей красоту и совершенство ее форм через обилие света, льющегося сквозь полотна художника, через радуги цвета, озаряющие человека радостью и преображающие мир.
Столь же любовно мастер исполняет портреты других людей, проницательно улавливая через внешние черты суть личности, ее внутренние переживания и прихотливые движения души. Портретная галерея Лучановой представляет собой ряд мастерски написанных полотен-судеб, увековеченных кистью живописца.
Своеобразным путешествием по миру красоты станет для Лучановой серия живописных «Купчих». Созданные ею композиции не уступают по ощущению полнокровности бытия полотнам Б.М.Кустодиева. Образы русских красавиц пленяют своей жизненной силой и душевной простотой, откликаясь воспоминаниями об ушедшей милой русской старине. Эта тема как нельзя лучше указывает на стремление Лучановой, русского православного мастера, подчеркнуть самобытность и богатство национальной культуры, ее духовные и нравственные начала.
Виды старорусских городов, повседневная жизнь глубинки и отдаленные уголки земли с многовековыми монастырями звучат особенно задушевно в творчестве Лучановой. Цветовое богатство русской природы с разнообразием ее нарядов летней листвы и осеннего убранства, выразительностью обширных панорам с необъятными гладями рек, с чередой непролазных лесов и необозримостью степей рождают прекрасный и возвышенный в своей простоте образ родной страны.
Пейзажи Полины Лучановой глубокомысленны и эмоциональны, лиричны и радостны. Они столь же многообразны , как и настроения человека - ведь нет ничего более гармоничного и созвучного чем природа и человеческая душа. Впечатления и переживания от увиденных стран и экзотических ландшафтах составят целые серии картин. Свежесть морского воздуха Балтийского берега, щедрое солнце Крыма и чарующий мир Италии с удивительной осязаемостью предстают на полотнах Полины Лучановой.
Творческая природа Дмитрия Лучанова иная.
Со свойственной мужскому уму тягой к философии, обобщению смыслов и любовью к истории мастер пытается постигнуть человеческую жизнь через погружение в иные времена и проводя параллели с современностью. Этот отстраненный взгляд на действительность, позволяющий оценить происходящее сквозь призму накопленного человечеством исторического опыта, роднит метод работы Лучанова с произведениями В.И.Сурикова, И.Е.Репина. Мастерское владение приемами построения сложных многофигурных композиций позволяет ему воплотить любые замыслы, перенестись вместе со зрителями в любую эпоху, доподлинно воссоздав антураж времени.
На языке живописи Лучанов размышляет на темы человеческой жизни и его судьбы, на темы красоты духовной и внешней, словом, задает публике ряд вопросов, поиск ответов на которые способны воспитать, возвысить человека над самим собой. А это ли не та высокая задача настоящего искусства?
Монументальный триптих «Коррида» разворачивает перед зрителем историю о поражении человека в схватке со стихией. Но аллегорический смысл цикла полотен много шире представляющегося с первого взгляда. Сюжет о дерзости намерений человека, о его гордости и покорности, о величие духа и достоинстве с которым он способен принимать поражение, рассказан художником на примере эффектного зрелища испанской корриды. Дмитрий Лучанов виртуозно, тремя запоминающимися кадрами, выстраивает драматургию события. Любопытно проследить композицию полотен. В первой и во второй картине публика, подчиненная замыслу художника, смотрит на героя снизу вверх, изначально воспринимая его победителем. Кульминация схватки невероятно захватывающа - всполохи красного, динамичность ракурса исполнены подлинной энергии и напряжения. Миг, непредсказуемость и человек повержен! Словно лежащий в луже крови он ловит на себе взгляды зрителя, смотрящего на него уже сверху, тем самым художник подчеркивает драматическое поражение героя.
В 2011 году в творческой биографии Лучанова возникает портрет – картина «Есенин», созданная художником в двух вариациях. Великий русский поэт, при жизни снискавший славу «московского озорного гуляки», в своих стихах явил то внутреннее нравственное противоречие человеческой натуры - грешить и раскаиваться, отчаиваться до самозабвения и воспарять от любви к окружающему миру, людям, природе. Мятежность души, осложняющая и наполняющая смыслом и чувствами земной путь человека, определяют характер поэзии Есинина. Тема конфликта творческой личности и толпы находит свое образное решение в картине Дмитрия Лучанова. Словно иллюстрируя строки из цикла стихов «Москва кабацкая» художник изображает поэта перед пьяной, безразличной публикой:
«...Снова пьют здесь, дерутся и плачут
Под гармоники желтую грусть.
Проклинают свои неудачи,
Вспоминают московскую Русь...
….Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот – и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист…»
Пронзительным криком звучат слова поэта, тщетно пытающегося жить в согласии с собой и с миром, стремящегося найти духовную опору внутри себя и поддержку людей вокруг. Талант как тяжкое бремя, как наказание прозрения дан человеку, обреченному на борьбу с равнодушной толпой. Неслучайно в одном из вариантов картины Лучанов изображает Есенина, закрывающего глаза руками, словно стремящегося не видеть, не замечать того, что есть, того - кто ты есть. Таков портрет не просто исторической личности, но любого человека, предстающего пред лицом вечности.
В настоящий момент Дмитрий Лучанов разрабатывает серию картин о Востоке, его нравах, мудрости. Завораживающая экзотика стран и яркие краски, определяющие облик уже созданных им полотен, содержат в себе поистине глубинный смысл ценности человеческой жизни.
Полина и Дмитрий Лучановы - уникальный пример творческого союза. Противоположные по своему мироощущению и разрешающие своим искусством различные задачи, живописцы гармоничным образом дополняют друг друга, что придает их совместным выставкам целостность и единство.
Искусствовед Маргарита Чижмак
|